Schematics. Источники питания и "закон пакости".
На днях возникла необходимость проехать на автомашине более 6 часов по междугородней трассе. Для контроля дорожной обстановки на канале дальнобойщиков я взял радиостанцию «YOSAN».
Посмотрел на родную кассету с аккумуляторами
-и взял здоровенный аккумулятор 4,5 АЧ. Путаться с электросхемой автомобиля не хотелось. К тому-же машина создавала импульсные помехи. Антенна использовалась родная витая «резинка». Портить вид машины «НИЗЯ-Я-Я».
Как потом выяснилось лучший прием рация обеспечивала внутри салона точно посередине салона. Переговоры принимались уверенно, на передачу из «железки»я даже не пытался выходить. Радиостанция проработала непрерывно на приеме около 7 часов. Уже при вьезде назад в Челны рация дала сигнал «батарея разряжена».
Это повергло меня в ШОК !
Давайте посчитаем требуемую энергетику:
1-В самом плохом случае рация на приеме потребляет 150 ма.
Средний ток 45 ма.
2-От источника 4,5 АЧ током 45 ма можно было-бы питаться
100 часов! Почти 5 суток! Что происходит?
Да ничего особенного. Медленно просело напряжение с 12 до 8 вольт.
Я сразу ( дома ) проверил аккумулятор — нагрузил током 1,5 А
(смотри фото).
При 7 Вольтах 1,5 Ампера — это неплохо.
Да вот только рация об этом не знает.
Да, есть конечно рации, которые работают при просадке до 7 вольт, но это НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ. Нормальных источников питания для кризисных ситуаций НЕТ!
Что делать?
Первое, что пришло мне в голову — полное использование таких аккумуляторов по току. Ведь даже при 6 вольтах они могут отдать 1,5 — 2 Ампера, т.е 12 Ватт. Значит нужен преобразователь напряжения, который компенсирует просадку. Схема такого УДВОИТЕЛЯ напряжения может быть такой:
При просадке до 6 вольт он выдаст на выходе 12 вольт. Зато при свежем аккумуляторе в 12,5 вольт — он выдаст на выходе 25-27 вольт! Значит нужен еще и стабилизатор с 27 на 12,5 вольт. Теоретически это не проблема.
Блок-схема на рисунке ниже.
Взял я карандаш и бумагу и прикинул расчетец…
1-Любой преобразователь вносит минимум 20% потерь.
принимаем К=1,2
2-Максимальная мощность рации 12,5в х 1,5А = 18,75 Вт
3-Мощность преобразователя Р= 1,2 х 18,75 = 22,5 Вт
4-Подводимый ТОК к преобразователю Р / U = 22,5 / 6 = 3,75 А
МРАК! На передаче система будет ЖРАТЬ почти 4 Ампера !
Печально, но кроме способа блок-схема которого приведена ниже
— вариантов НЕТ!
Этот вариант тоже не сахар, так как при свежих аккумуляторах на стабилизаторе при передаче в тепло уходят избыточные 12,5 вольт. То есть 18,75 Вт в ТЕПЛО. Вот они законы физики!
Правда можно применить некий трюк. Пунктиром показана линия питания рации на первом этапе (от одного аккумулятора). Когда просядет первый аккумулятор — меняете местами Б-1 и Б-2 и продолжаете питаться от аккумулятора мимо стабилизатора. Когда и второй поддохнет — переходим на питание от 20 вольт через стабилизатор. Думаю, что это красивый способ питания в длительных автономных походах. А к радиостанции претензий нет — кто не ест, тот и не работает.
У кого есть предложения лучше — ждем!
Успехов!
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьyababay
Markony
А если серьезно: аккумулятор от макитки (или несколько) можно доработать чтобы ноут питать, как Вы думаете? Я бы тогда батарейный отсек переносного компьютера чем-нибудь полезным заполнил: gprs-модемом, bluetooth-адаптером и т.п.
yababay
внешний источник так-же как в статье, со своим стабилизатором.
Вот уж чемодан-то будет !!!
Markony
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.