Без микросхем, без транзисторов, без радиоламп.
Инженеры 19го века были гениальны. Глубочайшее понимание физики процессов при полном отсутствии приличных технологических возможностей требуют потрясающей изобретательности.
Пример — радиопередатчик радиостанции крейсера «Аврора».
Посмотрите на схему. Ну где хотя бы радиолампы?
Жаль не показан источник энергии. Я так понимаю, что паровая машина через ременную передачу крутила электрогенератор переменного тока с выходной частотой 1000 герц и напряжением 200 вольт.
Телеграфист ( видимо все-таки в резиновых перчатках ) через телеграфный ключ подает это напряжение на первичную обмотку L1 повышающего трансформатора Т1.
Со вторичной обмотки L2 напряжение 5 — 6 тысяч вольт ( частотой 1000 герц) подается на резонансную систему состоящую из разрядника Е1, конденсатора С1 и основной контурной катушки L3.
«Шелестящий» по разряднику коронный разряд вызывает колебания в контуре С1, L3. Контур резонирует и еще повышает напряжение на разряднике.
При размыкании ключа подпитка автоколебаний контура от трансформатора Т1 заканчивается. Затухающие автоколебания в резонансной системе С1,L3 еще несколько периодов поддерживают переменный ток с частотой резонанса контура С1,L3.
Контур С1,L3 настроен на «длинные» волны 100 — 600 килогерц ( видимо была возможность подстройки ). Далее эти колебания попадают на вариометр L4 и согласующее с антенной устройство L5.
Катушки L4 и L5 — доводят волновую длину антенны до четверти волны ( примерно 250 метров ), так как даже на крейсере нет возможности растянуть антенну в 1 километр длиной.
Антенную систему настраивали в резонанс с частотой контура С1,L3, контролируя ток резонанса прибором А1.
Мощность передатчика по теперяшним меркам смешная 200 — 300 ватт в антенне.
Современные корабельные коротковолновые передатчики ( на крейсерах ) имеют мощность 5 — 10 тысяч ватт в антенне. Этого достаточно для связи через все океаны и континенты. А если учесть, что приемник «Авроры» был на порошке из угля и железа ( коггерер ), то я думаю, что две «Авроры» слышали друг — друга в море не далее 20 километров. Но и это по тем временам было чудо.
Современный радист, слушая передатчик с «Авроры» услышал бы «грязный» тон в 1000 герц, сопровождаемый широкой полосой шипения.
Век 19-ый был «взрывом» технологического развития. Уже в 1907 году был создан ламповый триод ( Ли Де Форест США ). В России в декабре 1914 г.- первая радиопередача голосом от лаборатории в Петербурге до лампового радиоприемника в Царском селе. Расстояние 25 километров. Лабораторией руководил профессор Николай Дмитриевич Папалекси.
Но это уже другая тема…
Источники:
Журнал «Радио» 1986 г. Номер 11
Журнал «Радио» 1990 г. Номер 11
P.S.
Пример — радиопередатчик радиостанции крейсера «Аврора».
Посмотрите на схему. Ну где хотя бы радиолампы?
Жаль не показан источник энергии. Я так понимаю, что паровая машина через ременную передачу крутила электрогенератор переменного тока с выходной частотой 1000 герц и напряжением 200 вольт.
Телеграфист ( видимо все-таки в резиновых перчатках ) через телеграфный ключ подает это напряжение на первичную обмотку L1 повышающего трансформатора Т1.
Со вторичной обмотки L2 напряжение 5 — 6 тысяч вольт ( частотой 1000 герц) подается на резонансную систему состоящую из разрядника Е1, конденсатора С1 и основной контурной катушки L3.
«Шелестящий» по разряднику коронный разряд вызывает колебания в контуре С1, L3. Контур резонирует и еще повышает напряжение на разряднике.
При размыкании ключа подпитка автоколебаний контура от трансформатора Т1 заканчивается. Затухающие автоколебания в резонансной системе С1,L3 еще несколько периодов поддерживают переменный ток с частотой резонанса контура С1,L3.
Контур С1,L3 настроен на «длинные» волны 100 — 600 килогерц ( видимо была возможность подстройки ). Далее эти колебания попадают на вариометр L4 и согласующее с антенной устройство L5.
Катушки L4 и L5 — доводят волновую длину антенны до четверти волны ( примерно 250 метров ), так как даже на крейсере нет возможности растянуть антенну в 1 километр длиной.
Антенную систему настраивали в резонанс с частотой контура С1,L3, контролируя ток резонанса прибором А1.
Мощность передатчика по теперяшним меркам смешная 200 — 300 ватт в антенне.
Современные корабельные коротковолновые передатчики ( на крейсерах ) имеют мощность 5 — 10 тысяч ватт в антенне. Этого достаточно для связи через все океаны и континенты. А если учесть, что приемник «Авроры» был на порошке из угля и железа ( коггерер ), то я думаю, что две «Авроры» слышали друг — друга в море не далее 20 километров. Но и это по тем временам было чудо.
Современный радист, слушая передатчик с «Авроры» услышал бы «грязный» тон в 1000 герц, сопровождаемый широкой полосой шипения.
Век 19-ый был «взрывом» технологического развития. Уже в 1907 году был создан ламповый триод ( Ли Де Форест США ). В России в декабре 1914 г.- первая радиопередача голосом от лаборатории в Петербурге до лампового радиоприемника в Царском селе. Расстояние 25 километров. Лабораторией руководил профессор Николай Дмитриевич Папалекси.
Но это уже другая тема…
Источники:
Журнал «Радио» 1986 г. Номер 11
Журнал «Радио» 1990 г. Номер 11
P.S.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьа насчет последней картинки — совсем уроды обнаглели
пора бы уже второй «Авроре» стрельнуть
Sergei_T
yababay
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.