По Третьяковке без гида
Давно заметил: путешествовать с целью осмотра достопримечательностей лучше «дикарем»: замечаешь вещи, так сказать, индивидуальные. Слушая экскурсовода, что-то именно тебе подходящее можно и пропустить.
Во время последней поездки в Питер мне пришлось несколько часов провести в Москве. Решил не терять времени и сходить в Третьяковскую галерею, где получил бездну положительных эмоций всего за 200 рублей. Еще 200 отдал за право фотографировать экспонаты. Это сейчас разрешено, если без вспышки. Правда, позднее выяснилось, что по негласному правилу бабушки-смотрительницы фотографировать разрешают и так (в меру, конечно же). Ниже — попытка изложить впечатления от культпохода.
Сам музей находится близ соответствующей станции метро, в 5-10 минутах ходьбы от нее, но спрашивать прохожих «Как пройти до Третьяковской галереи?» дело пустое. То ли среди опрошенных слишком много приезжих и они сами не знают, то ли знают, но помочь не хотят. Выручил щит, где была карта окрестностей с надписью «Вы находитесь здесь» и указанием ближайших достопримечательностей (их там много поблизости). Зато блуждая в поисках Третьяковки по переулкам Замоскворечья можно полюбоваться многочисленными древними храмами, которых там тоже в избытке, и уловить дух старой, дореволюционной еще Москвы. Нередко встречаются плакаты, протестующие против сноса старых зданий и возведения на их месте тогрово-офисных сараек. Встречаются в этих переулках и интересные учреждения, например, офис проекта «Сколково», представительство Евросоюза в РФ. Пешком легко дойти до набережной Москвы-реки, откуда открывается вид на Кремль. Кстати, нашумевшая Болотная площадь тоже в тех краях.
Но я-то шел целенаправленно в Третьяковскую галерею и довольно скоро увидел, что многие группки людей движутся в одном направлении. Не трудно было сообразить, что мне с ними по пути. На подходе к знаменитому музею сразу же приглянулась скульптурная композиция:
Правильно схвачено в металле: природа перетекает в картины. У великих мастеров именно так и получается.
Вопреки опасениям, очередей не было ни в кассы, ни в гардероб. При этом не сказать, что там безлюдно, но народа в залах как раз столько, чтобы не мешать друг другу смотреть на картины. И сразу же главное наблюдение: знакомство со знаменитыми полотнами по репродукциям не идет ни в какое сравнение с изучением живописи «вживую». Поэтому, чтобы хорошо разбираться в этом деле, совершенно необходимо проживать в столице. Та же история с оперой, балетом и симфонической музыкой. Нам, провинциалам, из эстетических удовольствий доступны лишь литература, кино и некоторые виды музыки. Это, к сожалению, железобетонный факт, и он не изменится до тех пор, пока поездка не то что за границу, но просто в Москву на экскурсию будет у нас восприниматься как финансовый подвиг (для десятков миллионов россиян так оно и есть).
Как и положено, начал осмотр в хронологическом порядке, с древнерусского искусства. Перед входом в соответствующие залы работает временная выставка икон работы Джотто (в том числе довольно известный полиптих). Она не произвела на меня особого впечатления: незнакомые святые, непонятные эмоции на лицах… Не, не оно. Зато в залах, где выставлены знаменитые иконы Андрея Рублева и Дионисия, конечно, есть чем полюбоваться. Правда, там я фотографировать ничего не стал, просто рука не поднимается. А вот некоторые менее известные иконы не мог не запечатлеть. Вот, например, Никита Бесогон, изгоняющий нечистого духа смачным пенделем. Да, такие вот они, древние иконописцы: далеко не всегда в высшей степени духовные и пафосные, а порой очень даже демократичные. Кстати, Никита Михалков считает этого святого своим покровителем и даже ведет блог с соответствующим названием. Чур меня, чур!
Или вот икона, посвященная святому Симеону Столпнику. Раньше я думал, что столп, на котором он совершал свой духовный подвиг, представлял собой просто высокую каменную колонну. Но на иконах, оказывается, это сооружение часто изображается с внутренней лестницей, т.е. очень похоже… ну да, на минарет. Как тут не вспомнить теорию академика Фоменко, согласно которой мусульманская и христианская религии долгое время почти не отличались друг от друга?
Или вот «Вход Господень в Иерусалим».
На память приходят строки песни Тимура Шаова: «В наш город въехал странный хиппи на хромом ишаке...».
Выйдя из отдела древнерусского искусства, я попал в залы с полотнами мастеров XIX в. Первое, что я там увидел — картины И.И. Шишкина, лучше которого природу действительно не живописал никто. По крайней мере, судя по коллекции Третьяковской галереи. Наибольшее впечатление произвела не приевшаяся "Утро в сосновом лесу" и не картинаРожкина «Шиш» Шишкина "Рожь", а «Полдень. В окрестностях Москвы». Ни одна репродукция или фотография не передаст, как там выписано небо. Просто не верится, что это сделано руками человека.
Еще запомнилась его картина "На берегу моря". Да… С морем у Ивана Ивановича как-то не сложились отношения. А в остальном я прямо даже загордился, что проживаю неподалеку от мест, неразрывно связанных с творчеством И.И. Шишкина. Он же елабужского происхождения и каждый в наши дни может встать на место, с которого великий художник видел Каму.
Очень понравилась картина В.Г. Худякова «Перестрелка полиции с финскими контрабандистами».
В последнее время всё чаще можно слышать историков, утверждающих, что Петр I построил северную столицу отнюдь не на пустынных болотах, а на довольно-таки населенных территориях, обитателям которых такое вторжение не очень-то было по душе. Вот об этом как раз картина, которую я что-то не встречал ни в одном альбоме репродукций. Наверно, из соображений политкорректности тихарят.
А кто у нас великий мастер отливать лошадок?
Ну конечно же, барон фон Клодт, украсивший Аничков мост в Петербурге конными скульптурами. Эта миниатюрная работа — тоже его.
Это картина Е.П. Сорокина «Развал» (в смысле место стихийной торговли).
Я-то думал такие «минимаркеты» появились только во времена Перестройки, а оказывается вон какой древний промысел! Образа, бюстики правителей рядом с лопатами, оглоблями и прочим ширпотребом, а также… обывательскими фарфоровыми кошечками, на которых тренировался перед операцией «Ы» балбес в исполнении Ю. Никулина.
Так и слышится: «Налетай, торопись, покупай живопи'сь!».
И еще одна картина, которая произвела большое впечатление — В.Г. Перов, «Никита Пустосвят. Спор о вере». Сфотографировать ее не получилось, т.к. очень большая и всегда перед ней кто-то стоит, восхищается. Такое нужно видеть «вживую», репродукции здесь вообще неуместны. Картину эту, к сожалению, тоже не часто встретишь в альбомах и хрестоматиях. А жаль: очень выразительное полотно:
Центральный персонаж — старообрядец-скандалист, — как бы говорит:
Виноват, увлекся. Прошу не счесть за кощунство и ёрничество. Просто хочется донести дух полотна в ключе, понятном современной Интернет-аудитории.
Много еще полотен запало в душу, да не обо всех хватит сил рассказать. Да и не надо обо всех-то. У каждого, наверно, своя Третьяковка получится, если пройтись по ней не спеша и внимательно, чего всем искренне желаю. Удовольствие недорогое, но стоит, думаю, иной зарубежной поездки.
Во время последней поездки в Питер мне пришлось несколько часов провести в Москве. Решил не терять времени и сходить в Третьяковскую галерею, где получил бездну положительных эмоций всего за 200 рублей. Еще 200 отдал за право фотографировать экспонаты. Это сейчас разрешено, если без вспышки. Правда, позднее выяснилось, что по негласному правилу бабушки-смотрительницы фотографировать разрешают и так (в меру, конечно же). Ниже — попытка изложить впечатления от культпохода.
Сам музей находится близ соответствующей станции метро, в 5-10 минутах ходьбы от нее, но спрашивать прохожих «Как пройти до Третьяковской галереи?» дело пустое. То ли среди опрошенных слишком много приезжих и они сами не знают, то ли знают, но помочь не хотят. Выручил щит, где была карта окрестностей с надписью «Вы находитесь здесь» и указанием ближайших достопримечательностей (их там много поблизости). Зато блуждая в поисках Третьяковки по переулкам Замоскворечья можно полюбоваться многочисленными древними храмами, которых там тоже в избытке, и уловить дух старой, дореволюционной еще Москвы. Нередко встречаются плакаты, протестующие против сноса старых зданий и возведения на их месте тогрово-офисных сараек. Встречаются в этих переулках и интересные учреждения, например, офис проекта «Сколково», представительство Евросоюза в РФ. Пешком легко дойти до набережной Москвы-реки, откуда открывается вид на Кремль. Кстати, нашумевшая Болотная площадь тоже в тех краях.
Но я-то шел целенаправленно в Третьяковскую галерею и довольно скоро увидел, что многие группки людей движутся в одном направлении. Не трудно было сообразить, что мне с ними по пути. На подходе к знаменитому музею сразу же приглянулась скульптурная композиция:
Правильно схвачено в металле: природа перетекает в картины. У великих мастеров именно так и получается.
Вопреки опасениям, очередей не было ни в кассы, ни в гардероб. При этом не сказать, что там безлюдно, но народа в залах как раз столько, чтобы не мешать друг другу смотреть на картины. И сразу же главное наблюдение: знакомство со знаменитыми полотнами по репродукциям не идет ни в какое сравнение с изучением живописи «вживую». Поэтому, чтобы хорошо разбираться в этом деле, совершенно необходимо проживать в столице. Та же история с оперой, балетом и симфонической музыкой. Нам, провинциалам, из эстетических удовольствий доступны лишь литература, кино и некоторые виды музыки. Это, к сожалению, железобетонный факт, и он не изменится до тех пор, пока поездка не то что за границу, но просто в Москву на экскурсию будет у нас восприниматься как финансовый подвиг (для десятков миллионов россиян так оно и есть).
Как и положено, начал осмотр в хронологическом порядке, с древнерусского искусства. Перед входом в соответствующие залы работает временная выставка икон работы Джотто (в том числе довольно известный полиптих). Она не произвела на меня особого впечатления: незнакомые святые, непонятные эмоции на лицах… Не, не оно. Зато в залах, где выставлены знаменитые иконы Андрея Рублева и Дионисия, конечно, есть чем полюбоваться. Правда, там я фотографировать ничего не стал, просто рука не поднимается. А вот некоторые менее известные иконы не мог не запечатлеть. Вот, например, Никита Бесогон, изгоняющий нечистого духа смачным пенделем. Да, такие вот они, древние иконописцы: далеко не всегда в высшей степени духовные и пафосные, а порой очень даже демократичные. Кстати, Никита Михалков считает этого святого своим покровителем и даже ведет блог с соответствующим названием. Чур меня, чур!
Или вот икона, посвященная святому Симеону Столпнику. Раньше я думал, что столп, на котором он совершал свой духовный подвиг, представлял собой просто высокую каменную колонну. Но на иконах, оказывается, это сооружение часто изображается с внутренней лестницей, т.е. очень похоже… ну да, на минарет. Как тут не вспомнить теорию академика Фоменко, согласно которой мусульманская и христианская религии долгое время почти не отличались друг от друга?
Или вот «Вход Господень в Иерусалим».
На память приходят строки песни Тимура Шаова: «В наш город въехал странный хиппи на хромом ишаке...».
Выйдя из отдела древнерусского искусства, я попал в залы с полотнами мастеров XIX в. Первое, что я там увидел — картины И.И. Шишкина, лучше которого природу действительно не живописал никто. По крайней мере, судя по коллекции Третьяковской галереи. Наибольшее впечатление произвела не приевшаяся "Утро в сосновом лесу" и не картина
Еще запомнилась его картина "На берегу моря". Да… С морем у Ивана Ивановича как-то не сложились отношения. А в остальном я прямо даже загордился, что проживаю неподалеку от мест, неразрывно связанных с творчеством И.И. Шишкина. Он же елабужского происхождения и каждый в наши дни может встать на место, с которого великий художник видел Каму.
Очень понравилась картина В.Г. Худякова «Перестрелка полиции с финскими контрабандистами».
В последнее время всё чаще можно слышать историков, утверждающих, что Петр I построил северную столицу отнюдь не на пустынных болотах, а на довольно-таки населенных территориях, обитателям которых такое вторжение не очень-то было по душе. Вот об этом как раз картина, которую я что-то не встречал ни в одном альбоме репродукций. Наверно, из соображений политкорректности тихарят.
А кто у нас великий мастер отливать лошадок?
Ну конечно же, барон фон Клодт, украсивший Аничков мост в Петербурге конными скульптурами. Эта миниатюрная работа — тоже его.
Это картина Е.П. Сорокина «Развал» (в смысле место стихийной торговли).
Я-то думал такие «минимаркеты» появились только во времена Перестройки, а оказывается вон какой древний промысел! Образа, бюстики правителей рядом с лопатами, оглоблями и прочим ширпотребом, а также… обывательскими фарфоровыми кошечками, на которых тренировался перед операцией «Ы» балбес в исполнении Ю. Никулина.
Так и слышится: «Налетай, торопись, покупай живопи'сь!».
И еще одна картина, которая произвела большое впечатление — В.Г. Перов, «Никита Пустосвят. Спор о вере». Сфотографировать ее не получилось, т.к. очень большая и всегда перед ней кто-то стоит, восхищается. Такое нужно видеть «вживую», репродукции здесь вообще неуместны. Картину эту, к сожалению, тоже не часто встретишь в альбомах и хрестоматиях. А жаль: очень выразительное полотно:
Центральный персонаж — старообрядец-скандалист, — как бы говорит:
ПАЦАНЫ, Я СЕГОДНЯ ШЁЛ КОРОЧЕ ПО РЫНКУ И УВИДЕЛ ИНОКА В РЯСЕ «НИКОН ПРАВ!», НУ Я ПОДСКОЧИЛ И РЕЗКО НАВЕРНУЛ ЕМУ В ЩЩИ С ВЕРТУШКИ ЧУГУННЫМ КРЕСТОМ И ПОЯСНИЛ ЕГО КРИКОМ «НЕ ЛЮБЛЮ ТРЕГУБУЮ АЛИЛУЙЮ»...
Виноват, увлекся. Прошу не счесть за кощунство и ёрничество. Просто хочется донести дух полотна в ключе, понятном современной Интернет-аудитории.
Много еще полотен запало в душу, да не обо всех хватит сил рассказать. Да и не надо обо всех-то. У каждого, наверно, своя Третьяковка получится, если пройтись по ней не спеша и внимательно, чего всем искренне желаю. Удовольствие недорогое, но стоит, думаю, иной зарубежной поездки.
- —
- 22 февраля 2012, 00:10
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернуть«С вертушки в щщи» вообще убило
Sergei_T
yababay
Sergei_T
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.