Популярные форматы графических файлов
Материал публикуется для учащихся курсов «Компьютерный дизайн».
За десятилетия развития компьютерных средств обработки растровой графики сформировалось огромное количество файловых форматов. Вот, например, список, в диалоговом окне «Сохранить как...» редактора Gimp:
Однако большинство из них используется редко и для реальной работы нужно знать всего около десятка (см. под катом).
Первая группа — растровые файлы для веб-дизайна: gif, jpg, png (обязательно пройдите по гиперссылкам чтобы почитать подробности!). По паре слов о каждом.
1) Gif — самый старый графический формат для Интернета, появился в середине 80-х. Патент на данный алгоритм принадлежал компании Compuserve. Достоинства Gif: поддерживает прозрачность, пригоден для создания простых анимаций. Недостатки: не слишком годится для хранения реалистичных изображений (животные, пейзажи). Используется по большей части для баннеров, логотипов, иконок, аватар и т.п. «мелочевки». Сжатие обеспечивается за счет индексирования цветов.
2) JPG — самый распространенный формат для изображений в Интернете. Отлично подходит для хранения фотографий и других натуралистичных изображений. Обеспечивает самую, пожалуй, высокую степень сжатия. Недостатки: сжатие производится с потерями, не поддерживается прозрачность. Кроме того, алгоритм защищен патентами, что накладывает на использование формата некоторые ограничения, на которые, впрочем, никто не обращает внимания.
3) PNG — свободный аналог JPG, т.е. не защищен патентами, может использоваться без ограничений. Степень сжатия несколько меньше, чем у JPG, зато поддерживается прозрачность.
Из растровых форматов для полиграфии, сохраняющих информацию без потери качества, следует выделить BMP и TIF (ознакомьтесь с информацией по ссылкам!).
1) BMP применяется в «мире Windows» и обладает довольно скудными возможностями по хранению растровой графики, хотя и обеспечивает ее сохранность без потерь. Лучше этот формат без крайней необходимости не использовать.
2) TIF (иногда пишут TIFF) — гораздо более распространенный формат, который примут в любой типографии, в любом дизайнерском бюро. Он поддерживает слои, прозрачность, компрессию (без потерь). Недостаток (вытекающий из достоинств) — много занимает места на диске.
Все перечисленные форматы предназначены для публикации, т.е. в них нужно сохранять копию электронного изображения в последний момент. Если хранить обрабатываемое растровое изображение, например, в формате JPG, то вы потеряете информацю о слоях, истории действий, вспомогательных линиях, настройках инструментов. Да и вообще в JPG и подобных ему форматах происходят необратимые потери цвета, контуров и т.п. Поэтому макеты следует хранить в таких форматах, как PSD (для Photoshop) или XCF (для Gimp). С другой стороны, конечно же, ни PSD, ни XCF не годятся для того, чтобы публиковать их в Интернете или на бумаге (т.е. не стоит везти такие файлы, например, в типографию).
За десятилетия развития компьютерных средств обработки растровой графики сформировалось огромное количество файловых форматов. Вот, например, список, в диалоговом окне «Сохранить как...» редактора Gimp:
Однако большинство из них используется редко и для реальной работы нужно знать всего около десятка (см. под катом).
Первая группа — растровые файлы для веб-дизайна: gif, jpg, png (обязательно пройдите по гиперссылкам чтобы почитать подробности!). По паре слов о каждом.
1) Gif — самый старый графический формат для Интернета, появился в середине 80-х. Патент на данный алгоритм принадлежал компании Compuserve. Достоинства Gif: поддерживает прозрачность, пригоден для создания простых анимаций. Недостатки: не слишком годится для хранения реалистичных изображений (животные, пейзажи). Используется по большей части для баннеров, логотипов, иконок, аватар и т.п. «мелочевки». Сжатие обеспечивается за счет индексирования цветов.
2) JPG — самый распространенный формат для изображений в Интернете. Отлично подходит для хранения фотографий и других натуралистичных изображений. Обеспечивает самую, пожалуй, высокую степень сжатия. Недостатки: сжатие производится с потерями, не поддерживается прозрачность. Кроме того, алгоритм защищен патентами, что накладывает на использование формата некоторые ограничения, на которые, впрочем, никто не обращает внимания.
3) PNG — свободный аналог JPG, т.е. не защищен патентами, может использоваться без ограничений. Степень сжатия несколько меньше, чем у JPG, зато поддерживается прозрачность.
Из растровых форматов для полиграфии, сохраняющих информацию без потери качества, следует выделить BMP и TIF (ознакомьтесь с информацией по ссылкам!).
1) BMP применяется в «мире Windows» и обладает довольно скудными возможностями по хранению растровой графики, хотя и обеспечивает ее сохранность без потерь. Лучше этот формат без крайней необходимости не использовать.
2) TIF (иногда пишут TIFF) — гораздо более распространенный формат, который примут в любой типографии, в любом дизайнерском бюро. Он поддерживает слои, прозрачность, компрессию (без потерь). Недостаток (вытекающий из достоинств) — много занимает места на диске.
Все перечисленные форматы предназначены для публикации, т.е. в них нужно сохранять копию электронного изображения в последний момент. Если хранить обрабатываемое растровое изображение, например, в формате JPG, то вы потеряете информацю о слоях, истории действий, вспомогательных линиях, настройках инструментов. Да и вообще в JPG и подобных ему форматах происходят необратимые потери цвета, контуров и т.п. Поэтому макеты следует хранить в таких форматах, как PSD (для Photoshop) или XCF (для Gimp). С другой стороны, конечно же, ни PSD, ни XCF не годятся для того, чтобы публиковать их в Интернете или на бумаге (т.е. не стоит везти такие файлы, например, в типографию).
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернутьPNG — аналог GIF, он также сжимает без потерь, в оличие от JPG
Skriva
yababay
Некоторые граждане расширяют глаза, когда узнают
сколько текстовых форматов на свете...
Markony
UserYa
Пришлось тут разбираться с mod форматом, так подчеркнул кое что интересное. Оказывается это изначально музыкальный формат, но он поддерживает видео, и с некоторых видеокамер выдает именно этот формат (Panasonic SDR-S26). Причем формат имеет алгоритм сжатия MPEG2, и легко переименовывается в любой более привычный. Но для извращенцев приходится заниматься ненужным конвертирование в алгоритм типа MPEG4…
ahmetzyanov_d
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.