Полевой командир Кориолан

По совету камрада romachan2 посмотрел фильм "Кориолан".



Сразу хочу сказать, что время потратил не зря: историей интересуюсь серьезно и освежить в памяти старую легенду из раннеримской истории было небесполезно. Но сначала — доза здорового стёба. Во-первых, никакого отношения к фильмам «Гладиатор» и «Последний самурай», как заявлено в трейлере, данное кино не имеет. Разве что по принципу «седьмая вода на киселе». Это видно хотя бы по тому, что на точное воспроизведение деталей эпохи (костюмы и прочая обстановка) режиссер и исполнитель главной роли — Рэйф Файнс — откровенно забил. И вообще складывается ощущение, что скроили на всём. Автор текста — великий Вильям Шекспир. Его творчество давно стало общественным достоянием, т.е. платить сценаристу не нужно. Та же история с дубляжом: драмы Шекспира переведены на все языки мира, причем очень качественно. Просто открыл книжку, пару раз прорепетировал — иноязычная озвучка готова.

Но самое эффективное с финансовой точки зрения решение — перенести древнеримские события в современный антураж. Не надо набирать и обучать древнеримской начальной военной подготовке массовку, наряжать ее в дорогостоящие доспехи. Навербовал качков-охломонов в окрестных войсковых частях — и дело в шляпе. Поскольку съемки шли в не шибко экономически развитых регионах славянского побережья Адриатики, где не так давно отгремели гражданские войны и межэтнические столкновения, — найти одетых в камуфляж (и даже вооруженных) мужчин за бесценок не составило, думаю, большого труда. Джамшутинг процветает, как видим, и в кинематографе. Ах, ну да, для красоты нужно сделать их «вожаком» известного актера. Например, того самого, который прославился воплем «Это Спартааааа!». Римский плебс тоже можно за недорого нанять в самом Риме. Люди с удовольствием сыграют самих себя, т.к. за последние 2500 лет в аспекте социального неравенства там мало что изменилось.

Напрягает, конечно, пресловутая политкорректность. Ну пусть будет в кадре какое-то количество темнокожих актеров. Но негр на должности консула — это уже перебор. Так и представляю, как пропеллером вертятся в своих могилах сотни тысяч древних римлян, столетиями воевавших с афроафриканскими жителями Карфагена. Если уж так нужно взять на одну из ведущих ролей темнокожего актера, пригласили бы на роль Кориолана, скажем, Черного властелина…

Сюжет фильма не сложный. Амбициозная мама из знатной (патрицианской) семьи страстно хочет, чтобы ее сын Гай Марций занял высшую должность в Римской республике — стал консулом. Как известно, одновременно в тогдашнем Риме правило сразу два консула. Одним из них, по фильму, был вышеупомянутый негр, а второго предстояло выбрать. Кандидатом как раз и стал означенный Гай Марций, прозванный Кориоланом за подвиги в городе враждебного племени вольсков — Кориолах. Сей населенный пункт Гай захватил чуть ли не в одиночку, т.к. более здравомыслящие воины предпочитали переждать в окопах интенсивный минометный огонь неприятеля (дело, напомню, происходит лет за 500 до Рождества Христова). С триумфом вернувшийся с войны Кориолан уже совсем было выбран на вожделенную должность и мама просто светится кипятком радостью от того, что ее мечта почти сбылась, но тут выясняется, что нужно соблюсти последнюю формальность: заручиться благословением римского плебса (простого народа), т.е. выйти к людям и по-простецки так с ними закорешиться, мол, чуваки, я свой, проголосуйте за меня.

Свозить автобусами специально отобранный плебс на встречу с заведомо проходным кандидатом на высшую должность тогда еще не умели, так что разговор получился нелицеприятным. Дело в том, что Кориолан жил по принципу "Я Д'артаньян, а вы по утрам не умываетесь и не чистите зубы". Как он ни старался, как ни настраивали его родственники и знатные друзья хотя бы фальшиво позаигрывать с народом, ничего не вышло. Плебс ожесточился и выгнал Кориолана из Вечного Города. Кстати, припомнили Гаю былые дела: как не так давно разгонял он голодные забастовки (в Риме как раз не хватало хлеба в ту пору).

Шел, шел Кориолан по берегу то ли Тирренского, то ли Адриатического моря, и пришел к своим недавним врагам — вольскам. «Меня», — говорит, — «римляне обидели, хочу вести вас войной на свой родной город». Командир вольсков покумекал, видит — сильно и давно у парня крыша уехала. Поставил этого биоробота во главе половины своего войска и двинулись на Рим. И хорошо пошло дело! Кориолан хоть с морально-этической точки зрения умишком не вышел, но в военном искусстве соображал, привел врагов к Риму. Но тут вольски просчитались: главная кнопка управления зомбированным полководцем была, все-таки, у амбициозной мамы. Она-то хорошо понимала, что сын-предатель — это совсем не то, что ей нужно, и раз уж не стал консулом — пусть хотя бы свой позор как-нибудь замажет. Уговорила его подписать мирный договор. Мир хоть был для Рима и не особенно почетным, но угрозу катастрофы снял. Да и вольскам, как народу, исход войны был выгоден. А вот Кориолан чё-то заочковал, и не без оснований: ведь предательство (теперь уже двойное) вряд ли простят вооруженные головорезы, которые были в пяти минутах от смачного грабежа. Нужно ли говорить, что заколбасили его при первой же возможности. Не спасла даже мощная физическая подготовка.

Легенда интересная, фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы приобщиться к античной истории. Что же касается описанных выше модернизаторских шалостей, то их вполне перекрывает неплохая игра ключевых актеров и гениальный текст Шекспира.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Хых, посмотрю.
avatar

Sergei_T

  • 27 февраля 2012, 08:41
+
0
Посмотрел. Идея была смелая, местами не понравился наш перевод — со стихов переходят на прозу и обратно. Поймал себя на мысли, что текст Шекспира будет актуален в любые времена)
avatar

Sergei_T

  • 10 апреля 2012, 20:57

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.