Старинные занимательные задачи
Нашел на антресолях книжку «Старинные занимательные задачи», составленную на основе «Арифметики» Магницкого, выпущенной еще при Петре I. Решил полистать и поразился, насколько математическая культура средневековой России была, во-первых, совершенна, во-вторых, отличалась от современной.
Вот задачка:
Естественно, решение напрашивается само собой: пусть x — «скорость выпивания» кваса человеком, (x + y) — человеком и женой. Тогда 14*x = 10*(x + y). Решаем уравнение с дробями и т.д. Да, всё правильно. Только вот в старину такие задачи решалась без применения дробей. А вам слабо? Ответ есть в Инете, но придет ли он кому-нибудь в голову без подсказок? Мне не пришло ничего даже похожего и стало грустно от того, что разучился мыслить образно, «в аналоговом режиме», как это делали предки наши.
Вот задачка:
Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.
Естественно, решение напрашивается само собой: пусть x — «скорость выпивания» кваса человеком, (x + y) — человеком и женой. Тогда 14*x = 10*(x + y). Решаем уравнение с дробями и т.д. Да, всё правильно. Только вот в старину такие задачи решалась без применения дробей. А вам слабо? Ответ есть в Инете, но придет ли он кому-нибудь в голову без подсказок? Мне не пришло ничего даже похожего и стало грустно от того, что разучился мыслить образно, «в аналоговом режиме», как это делали предки наши.
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернутьПричины:
1. Сидит в голове одна головоломка (как ржавый гвоздь )-«ГДЕ ДЕНЕГ взять ?»
2. Привык решать «марафонские» задачки и мозг приучен думать только на одну тему без отвлечений.
3. Глядя на то, кто мной всегда руководил — не хочу быть умным!
4. Выживает посредственность — так задумано природой.
К стати, это одна из причин падения образования и это заразно!!!
Markony
Что касается данной головоломки, то тут вот какое исконное решение:
То есть «стары люди» не делили того, что не делится естественным образом. Они, наоборот, умножали до тех пор, пока не появлялась возможность делить не разрушая отдельные единицы. Здесь больше морали, чем математики. Современная математика (и вместе с ней физика) — безжалостно дробит всё: атомы, кварки… Кому всё это нужно, если вокруг уже почти людоедство. Цель старинной математики была — преумножать. А если и делить, то ничего не разрушая.
yababay
но на самом деле ты прав — решения начинаешь искать «как в школе учили» те делить все подряд)))
Sergei_T
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.